Формирование и развитие кадрового потенциала судебной системы
выступление судьи Сахалинского областного суда, председателя совета судей Сахалинской области Доманова В.Ю. в рамках круглого стола, проведенного в Дальневосточном филиале Российского государственного университета правосудия на тему «Актуальные вопросы правосудия»
Судебная власть, как не раз отмечалось на различных форумах, непосредственно взаимодействует с гражданами и на неё, как на авангард приходится основная оценка деятельности со стороны общества, которая зачастую носит негативный оттенок.
Надо признать, что не всегда судами принимаются судебные акты, которые отвечают требованиям норм материального и процессуального права.
В общем количестве рассматриваемых судами дел таких судебных актов немного, в то же время именно из таких процессуальных документов складывается общественное мнение о судебной системе.
Помимо этого значительное внимание общество уделяет непосредственно личным качествам судьи, его поведению как при исполнении служебных обязанностей, так и в быту.
Поэтому одной из первоочередных задач является формирование высокопрофессионального судебного корпуса, что может стать залогом эффективного функционирования судебной системы, а достичь этого возможно только при условии создания кадрового потенциала.
На сегодняшний день, по моему мнению, отсутствует чёткая и действенная система подготовки кадров для судебной системы.
Конституция РФ и ФЗ «О статусе судей» установили только возрастной и образовательный ценз для кандидатов, претендующих на должность судьи.
В последующем экзаменационная комиссия проводит проверку теоретических и практических знаний кандидата, квалификационная коллегия судей проверяет факты, исключающие возможность рекомендовать кандидата на должность судьи.
Надо отметить, что не всегда экзамен позволяет гарантировать готовность кандидата осуществлять качественное правосудие: он позволяет лишь до некоторой степени оценить объем знаний.
В итоге после прохождения всех процедур на должность судьи к назначению представляется кандидат, обладающий безупречной биографией и обладающий знаниями в области юриспруденции.
Но готов ли он сразу приступить к обязанностям судьи? К сожалению, не всегда, и зачастую перспективные юристы, подающие определённые надежды, не справляются с темы вызовами, которые им преподносит статус судьи.
Наверняка имелись случаи, когда помощник судьи, который показал себя только с положительной стороны, после назначения судьёй не справлялся со своими обязанностями в должной мере, допуская очень много ошибок, проявлял неспособность быстро и своевременно рассмотреть дело.
Причиной таких ошибок является как отсутствие определённых навыков, которые присущи именно для судьи, ведь судья это не только лицо, обладающее юридическими познаниями, но, что немаловажно, он должен являться и организатором, поскольку от того, как правильно построен процесс, во многом зависит правильность разрешения дела; и в какой-то степени – психологом, который способен погасить накал, успокоить стороны, но и со своей стороны не допускать действий, которые могут спровоцировать жалобы от участников процесса.
Отсутствие опыта самостоятельной работы может повлечь неспособность быстро и правильно принять решение. Согласитесь, но этому в учебных заведениях не учат, это приобретается с опытом работы.
Но должно ли это быть причиной некачественной работы судьи? Конечно же, нет.
Гражданину все равно, кто разрешает его дело, ему важен конечный результат. Кроме того, существующая на сегодня система автоматического распределения дел также исключает возможность выбора судьи: дело попало в суд, и задача – разрешить его в соответствии с нормами закона. Не может являеться оправданием вынесению незаконного судебного акта то обстоятельство, что дело рассматривал неопытный судья.
Сегодня существует программа подготовки судей, но действует она уже только в отношении назначенных судей. Установленный законопорядок не предусматривает положений, позволяющих осуществлять предварительную подготовку претендентов на должность судьи и в этой связи полагаю, что следует использовать те правовые рычаги, которые предоставлены органам судейского сообщества.
Необходимо создать возможность прохождения кандидатами на должность судей специальной дополнительной образовательной программы (с различной степенью сложности и продолжительности, в зависимости от претендуемой инстанции), гарантирующей обретение им всего необходимого комплекса компетенций.
В этой связи с целью внесения на рассмотрение законодателем можно поставить перед Советом Судей РФ вопрос о введении института обязательной стажировки кандидатов на должность судьи по примеру порядка назначения на должность нотариусов.
Это позволит, во-первых, полностью оценить готовность кандидата к работе судьёй, во вторых – он получит тот опыт, который поможет справиться с теми задачами, что будут перед ним поставлены в ходе осуществления правосудия.
Помимо этого, я считаю, это поможет избавиться от случайных людей, целью которых является исключительно получение бонусов и привилегий, обеспеченных статусом судьи.
Понятно, что законодательные инициативы в настоящее время не всегда получают положительный отзыв со стороны законодателя. Поэтому сегодня эту проблему должны решать органы судейского сообщества.
Важными задачами органов судейского сообщества, и в частности советов судей субъектов, является создание необходимых условий для формирования кадрового потенциала, его подготовка для осуществления полномочий судьи, чтобы к моменту назначения судьи кандидат был полностью к этому готов.
Кадровый резерв необходимо формировать из желающих претендовать на должность судьи, в том числе из работников судебной системы и иных юристов.
Работа с кадровым резервом начинается еще на этапе профориентации школьников, далее – тесное взаимодействие со студентами юридических факультетов, привлечение их на практику, к участию в семинарах, иных образовательных мероприятиях; работа с молодыми специалистами аппаратов судов, которая не будет ограничиваться формальными мероприятиями, а охарактеризуется личным подходом, оценкой непосредственным руководителем их способностей и результатов ежедневного труда.
Помимо этого кандидатам необходимо поручать работу по обобщению судебной практики, что будет способствовать повышению уровня его знаний в части применения и толкования норм материального и процессуального права.
Кроме того, полагаю необходимым создать институт кураторства в каждом районном (городскому) суде из числа опытных судей, которые бы осуществляли методическую помощь вновь назначенным судьям.
Учитывая, что в настоящее время проявляется повышенное внимание к поведению судей при исполнении ими служебных полномочий и в быту, необходимо предоставить кандидатам возможность для изучения Кодекса судейской этики, практики Высшей квалификационной коллегии судей, заключений комиссии Совета судей РФ по этике, что, несомненно, будет способствовать повышению уровня ответственности и самосознания. Данное направление необходимо включать и в планы учёбы действующих судей.
Помимо необходимости повышения профессионального уровня кандидата на должность судьи, существует проблема подбора кадров в общем.
В Сахалинской области, как, наверное, и во многих малонаселённых субъектах Российской Федерации, практически отсутствуют высшие учебные заведения, обучающие по направлению «юриспруденция» с квалификацией «специалист» или «магистр».
Имеющийся в регионе Сахалинский государственный университет сегодня выпускает юристов только с присвоением квалификации «бакалавр».
Кроме того, в последнее время на данное направление не выделяются бюджетные места, в связи с чем в прошлом году абитуриенты набраны не были.
Проблема «кадрового голода» в регионах является системной, разрешить ее возможно только сообща, с учетом всех составляющих и подбором приемлемых, оптимальных путей решения.
Одним из таких путей я вижу рассмотрение вопроса о перераспределении кадровых ресурсов из регионов, где имеется их избыток, предлагая кандидатам возможность участия в конкурсе на занятие вакантной должности судьи в ином регионе.
Резюмируя вышесказанное, хочу отметить назревшую необходимость налаживания межрегионального взаимодействия советов судей субъектов Российской Федерации в части обмена опытом решений кадровых вопросов судебной системы.