Поиск Войти
Выбор региона
Сахалинская область

Лента новостей

Экономическая эффективность права как цель правового регулирования

 

Добрый день, уважаемые коллеги, участники конференции, слушатели!

 

Под экономической эффективностью обычно понимают достижение с минимально возможными затратами максимальных результатов. Экономически эффективное право создает условия, когда можно доступно и гарантированно с минимальными затратами получить результат от экономической деятельности.

Однако предназначение права шире – это регулирование общественных отношений на основе принципов равенства, справедливости, гуманизма. Следовательно, правовое регулирование должно сочетать выгодные условия для ведения экономической деятельности и стимулирования экономической активности с обеспечением социальных и иных гарантий для всех членов общества.

Основным созидательным инструментом государства является нормативное регулирование общественной жизни. Все политические решения, формирование приоритетов развития, постановка целей и разрешение насущных задач перед воплощением в жизнь получают отражение и закрепление в нормах права.

Очевидной является корреляция экономической жизни общества с качеством законодательства и эффективностью работы правовых институтов. В правовом государстве, где сила закона возведена в степень, где закон неукоснительно соблюдается всеми субъектами правоотношений, власть от законодательной до судебной легитимна, а защита прав и свобод гарантирована на всех уровнях, наблюдаются экономический рост, приток инвестиций, развитие бизнеса и в целом повышение уровня благосостояния и благополучия граждан.

Со стороны государства есть несколько возможностей обеспечения экономической эффективности права: это справедливые законы в широком понимании (обеспечивающие конкуренцию в экономике, равенство в правах, борьбу с коррупцией, понятное регулирование, устраняющее возможности разных трактовок и злоупотреблений) и создание таких правовых норм и условий, при которых гражданам и иным субъектам правоотношений выгоднее соблюдать закон, чем его нарушать.

Постепенное развитие экономики приводило к возникновению новых социально-политических и нормативных институтов для закрепления, стабилизации и развития экономических отношений. Наиболее тесные связи экономика имеет с правом, так как экономические отношения, равно как и любые другие общественные отношения, могут стабильно функционировать и развиваться, если они закреплены в нормативной форме.

Право и экономика тесно связаны между собой, но у этой взаимозависимости есть свои пределы. У экономики свои законы, против которых не должно идти нормативное регулирование, они естественны для рынка, и вмешательство государства в этом случае должно стремиться к нулю. С другой стороны, экономика ориентируется исключительно на эффективность, оставляя без внимания политические, социальные, экологические, культурные и иные потребности общества, что, по сути, сталкивается с интересами государства и приводит к необходимости создания правового регулирования соответствующих сфер жизни. Если экономика − это рациональность, то право – это, прежде всего, справедливость.

Право закрепляет общие правила экономической деятельности, поддерживает и охраняет существующие экономические отношения, гарантирует их стабильность. Кроме того, право может выполнять стимулирующую функцию в создании и развитии новых экономических отношений, если для этого имеются соответствующие условия.

Исключением в этом невмешательстве в экономическую деятельность субъектов являются запреты, налагаемые публичным правом на злоупотребление правом, монополизацию и нарушение прав других участников экономических отношений.

Единой юридической основой всех отношений экономического цикла является право собственности. Возможность свободно владеть, пользоваться и распоряжаться ресурсами и предметами материального мира, возможность получения выгоды от результатов созидательной деятельности индивида и гарантии прав на данные результаты создают условия для развития экономики.

Поэтому частное право выступает основным регулятором экономических отношений, гарантируя право собственности, предусматривая инструменты обмена и распоряжения собственностью (различные виды договоров).

Частное право в экономической сфере строится на личной выгоде и интересе индивида. И здесь экономическая теория права исходит из допущения, что основной интерес человека − это максимизация личной выгоды, из чего следует образ абсолютно рационального поведения человека.

Право в этом случае может влиять на поведение путем создания таких условий ведения деятельности, в которых соблюдение требований законодательства является выгодным вариантом, не требующим серьезных издержек.

Однако не стоит рассматривать экономический анализ права только применительно к институтам частного права. Так как ключевым индикатором становится личный интерес, то в каждом случае необходимо определять, удовлетворение какого интереса − частного или публичного − является приоритетной целью того или иного института. Если приоритетной задачей правового института является удовлетворение общего интереса, то применять экономические показатели к данному институту необходимо с крайней осторожностью, делая поправку на многочисленные неэкономические факторы. В свою очередь, если преимущественным является удовлетворение частного интереса, то экономический анализ права может быть взят за основу.

В сфере экономики главным объектом собственности выступает труд. Вещи, деньги, ценные бумаги и другие объекты экономического оборота − это прежде всего результат человеческого труда. Обмен трудовой деятельностью, результатами труда (вещами, деньгами и т.д.) осуществляется на основе частного права между равноправными собственниками, однако и в этом случае у государства есть больший интерес, чем регулирование рынка.

Трудовые отношения регулируются государством в связи с необходимостью соблюдения социально справедливого баланса между более слабыми участниками – работниками и более сильными – профессиональными организациями. Регулирование со стороны государства проявляется в определении минимума заработной платы, срока отпуска, установления правил экологической и технической безопасности и так далее.

На современном этапе общественно-политического развития на первое место ставится человек, его интересы и благополучие. Общей становится позиция, согласно которой экономика существует для человека, а человек − главная ценность современного общества. Поэтому можно сказать, что здесь отражается известная формула древнегреческого философа, что человек есть мера всех вещей.

Индивиды изначально находятся в положении фактического неравенства, особенно в экономической сфере, так как люди рождаются в разных условиях, имеют разные способности и навыки. В то же время характер распределения материальных благ в обществе всегда являлся камнем преткновения, и, как свидетельствует исторический опыт, недовольство им становилось главной причиной социальных конфликтов.

Поэтому, когда говорим о праве и в широком смысле о справедливости, мы считаем, что право эффективно только тогда, когда оно справедливо.

В правовом государстве любая свобода, в том числе важная для экономических отношений свобода договора, не является абсолютной и должна иметь нормативно установленные разумные пределы. Так, государство заботится о защите более экономически слабой стороны, что наиболее очевидно в нормативном регулировании в сфере защиты прав потребителей, где оно не только предусматривает различные возможности для отстаивания интересов потребителей, но и прямо становится на их сторону, тем самым восстанавливая справедливость.

В целом этот процесс можно охарактеризовать как социализацию права, когда общество признает эффективность права только в случае его соответствия критериям справедливости.

Процесс социализации права стал особенно заметен на рубеже XIX−XX веков, когда была существенно произведена переоценка таких важнейших принципов права, как абсолютная свобода права собственности и свобода договора, ранее считавшихся незыблемыми и фундаментальными, под воздействием новых социальных установок, предполагающих отход от классических постулатов абсолютности и неограниченности свободы собственности и договора.

Идея социального государства, отраженная в Конституции Российской Федерации, опирается на правило общего блага, в соответствии с которым, если кто-то получает какую-либо выгоду, то это должно приносить пользу не только ему, но и каждому, причем не всем вообще, а именно каждому.

Отсюда вытекает и закрепленный в гражданском законодательстве принцип добросовестности как признание недопустимости злоупотребления своим правом. Интеграция этого принципа во все сферы гражданских правоотношений − основной вектор позитивного развития права.

Стоит также обратить внимание на экономическую эффективность функционирования государственного аппарата и соответствующих правовых институтов. Необходимо учитывать качество функционирования самой системы, оптимальность ее построения, результативность избранных приемов и способов воздействия на общественные отношения. 

С этой позиции эффективность соотносится с концепцией пропорциональности. Рассмотрим это на примере процесса отправления правосудия. Пропорциональность предполагает признание того, что достижение правового результата должно быть сбалансировано с временными и финансовыми издержками, которые необходимо понести для достижения такого результата, а именно определить, сколько времени и средств должно быть выделено на разрешение спора. Причем речь идет как об условиях возмещения судебных расходов, так и об использовании времени судей, ресурсов и процедур.

Финансирование судебной системы обходится государству в миллиарды рублей. Так, например, только на почтово-телеграфную рассылку ежегодно тратится порядка 7 млрд рублей. В постиндустриальную эпоху такие затраты на материально-организационную работу непропорциональны и малоэффективны, поэтому государство в целях достижения экономической эффективности внедряет в судебную систему цифровые технологии и электронный документооборот, вложение в которые оправдывает получаемый результат. И в первую очередь создаются правовые механизмы, позволяющие сделать цифровизацию правосудия экономически выгодной как для граждан, так и для самой судебной системы.

Однако окончательно экономическая эффективность правосудия в широком смысле достигается на этапе исполнения судебного решения. Неисполнение судебных постановлений как государственными органами, так и частными лицами является для России острой проблемой. По статистике, ежегодно процент завершения исполнительных производств составляет около 50%, из них менее половины приходится на исполнение судебных решений. Следовательно, на текущем этапе правовой механизм организации процедуры исполнения судебных решений не отвечает показателям экономической эффективности, а общественность признает несправедливость такого регулирования.

На наш взгляд, аспект экономической эффективности права необходимо учитывать с момента начала разработки законодательной инициативы. Разрабатывая новый механизм правового регулирования тех или иных общественных отношений, государству необходимо рационально подходить к использованию собственных ресурсов (административных, материальных, в том числе бюджетных, средств).

Нужно учитывать, какой экономический эффект последует после введения нового правового регулирования отношений. Например, усложнение правил регистрации юридических лиц и ведения бизнеса приводит к снижению предпринимательской активности, что в итоге негативно сказывается на всей экономике (отсутствие рабочих мест, налоговых поступлений в бюджет и так далее).

Право, как и экономика, тесно связаны с самой жизнью, поэтому закон не должен рассматриваться только с формальной точки зрения. Для принятия эффективного и справедливого закона необходимо использовать междисциплинарный подход, обращая внимание на экономические, социальные, культурные и иные показатели общественной жизни.

Когда мы говорим об экономическом анализе права, необходимо понимать, что главный актор всех отношений − это человек, и именно через его психологию принятия решений, приоритеты, заинтересованность и социальные тенденции можно выработать тот правовой механизм, который сможет направить поведение человека в правовое русло.

При этом нужно учитывать, что личность может быть склонна к иррациональному поведению. Человек может руководствоваться не столько экономической выгодой, сколько моральными принципами, чувством долга и справедливости, следовать традициям и так далее. Следовательно, неверно ожидать от гражданина исключительно экономически рациональных решений и поведения, а значит, необходимо обращать внимание на политические, социальные, психологические и другие аспекты.

При этом оценка поведения исключительно как рационального уместна в случае регулирования отношений профессиональных экономических субъектов. Так, в гражданском процессе большинство исков направляется профессиональными участниками экономических отношений − юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Как известно, главной целью предпринимательства является получение прибыли − наибольшей выгоды с наименьшими затратами. Поэтому данную часть субъектов правоотношений вполне можно мотивировать к определенному поведению путем принятия экономически эффективных норм права.

В настоящий момент в целом нагрузка на судебную систему России крайне высокая, в год рассматривается более 38 млн дел. То есть при населении в 145 млн человек в суд условно обращается каждый четвертый. Для сравнения: в Индии рассматривается 130 млн дел, а население составляет 1,3 млрд человек (то есть в суд обращается каждый 10-й).

Поэтому необходимо стимулировать, особенно для частноправовых споров, процедуры обязательного досудебного урегулирования с привлечением всякого рода посредников, финансовых омбудсменов и адвокатов, чтобы снизить судебные издержки, возлагаемые на государство, и нагрузку на судей.

Так, несмотря на то, что представление и защита интересов в суде являются основными задачами адвоката, потенциал института адвокатуры видится гораздо шире. Например, в США адвокаты играют ключевую роль в досудебном урегулировании споров, и благодаря таким процедурам большая часть гражданских дел не доходит до суда и разрешается на ранних этапах рассмотрения споров. Эффективность института досудебного урегулирования спора приводит к тому, что стороны стремятся разрешить спор путем мирного урегулирования конфликта и только в исключительных случаях обращаются за судебной защитой.

Отчасти востребованность досудебного урегулирования спора в США связана с высокой стоимостью участия граждан и организаций в процессе, его дороговизна побуждает заинтересованные стороны искать иные пути и возможности договориться. В данном случае оказывается проще передать спор адвокатам, которые, будучи профессиональными юристами, смогут обеспечить соблюдение законных прав и помогут конструктивно и эффективно разрешить спорную ситуацию.

В России сложилась ситуация, когда форматы, альтернативные судебному разрешению споров, не пользуются популярностью, что во многом связано с широкой доступностью правосудия. Установленный в нормативных актах низкий, несопоставимый со стоимостью правосудия уровень государственных пошлин стимулирует людей к использованию суда как главной, самой дешевой площадки для разрешения конфликта. При этом количество споров ежегодно растет, что пропорционально увеличивает затраты государства на финансирование судебной системы.

В связи с этим представляется необходимым дальнейшее развитие института досудебного урегулирования споров и адвокатуры в целях наиболее эффективного использования их потенциалов, повышения качества работы и доверия к нему со стороны гражданского общества.

Такая задача видится вполне реальной, так как положительный опыт виден даже на примере работы института уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, благодаря которому не только повышается уровень защиты прав потребителей финансовых услуг, но и снижается нагрузка на судебную систему.

Введение досудебного порядка урегулирования споров финансовым уполномоченным способствовало существенному сокращению количества судебных споров по договорам ОСАГО и КАСКО. В прошлом году к финансовому омбудсмену поступило свыше 187 тыс. обращений, из которых 185 тыс. − это споры в сфере страхования.

В итоге с момента введения данного института мы наблюдаем резкое сокращение количества таких споров в судах: если еще в 2018 году их количество составляло 273 тыс. дел, в 2019 году снизилось до 164 тыс., а в 2020 году составило 35 тыс. дел. Иными словами, нагрузка на судебную систему в данной сфере снизилась в 8 раз, что свидетельствует о высокой эффективности работы института финансового уполномоченного. С января 2021 года в сферу его ответственности входят также кредитные потребительские кооперативы, банки, ломбарды и НПФ. С учетом эффективности работы финансового уполномоченного ожидается дальнейшее снижение нагрузки на суды.

Справедливости ради стоит отметить, что право − это не естествознание, и в социальной ткани жизни происходят более сложные процессы, которые не предполагают однозначной связи причины и следствия. Именно в праве отливается социальная практика, поэтому правоприменители, в том числе судьи, должны в каждый момент смотреть на право через актуальную социальную и человеческую призму. Жизнь невозможно шаблонизировать, это творческий процесс каждого человека, а право является его отражением.

И подводя общий итог вышесказанному, хочется вспомнить слова профессора права Гарвардского университета и судьи Верховного суда США Оливера Холмса, который отмечал, что «жизнь права никогда не была жизнью логики, она была исключительно жизнью опыта».

Поэтому, если хотите оценить экономическую эффективность права, необходимо смотреть не на законодательство и статистику, а на окружающую нас действительность.

 

 

Подробнее см. по ссылке: http://ssrf.ru/news/lienta-novostiei/43806

новости по теме
Все права защищены © 2024 Совет судей Сахалинской области

Вход

Забыли пароль?